Бухгалтерский персонал предприятий часто не признает затраты в бухгалтерском учёте по причине отсутствия у поставщиков основной документации (например, актов об оказании услуг). Часто, такая позиция связана с желанием сблизить бухгалтерский и налоговый учёт (ведь при налоге на прибыль расходы не могут быть признаны при отсутствии основной документации от поставщиков). Учитывая, что на практике очень часто документация от поставщиков не поступает или поступает с большим опозданием, такой подход может привести к тому, что значительные расходы, относящиеся к отчётному году, будут недоучтены, что приведет к незаконному завышению прибыли за отчётный год. Существует риск того, что такой подход исказит финансовые результаты и введёт в заблуждение владельцев компании, завысив показатели прибыли.
Расходы должны быть отражены в бухгалтерском учёте на дату выполнения условий признания ,в соответствии с ПБУ "Расходы организации" 10/99. Согласно настоящему стандарту, затраты признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий: затраты были понесены в соответствии с конкретными договорами, законодательными и нормативными требованиями и коммерческой практикой.
Существует вероятность того, что экономические выгоды организации уменьшатся в результате конкретной операции, и уверенность в том, что экономические выгоды организации будут уменьшены в результате конкретной операции, присутствует, когда организация передала активы или когда отсутствует неопределённость в отношении передачи активов.
Таким образом, отсутствует первичная документация от контрагента об условиях признания расхода.
Поэтому, если затраты фактически понесены и вышеуказанные условия выполняются, организация должна признать их в своей отчётности. В противном случае прибыль предприятия за отчётный год будет необоснованно завышена.
Рекомендуется, чтобы предприятия анализировали фактически понесенные затраты на основе заключённых договоров. При соблюдении вышеуказанных условий признания затрат рекомендуется корректно составлять учётную политику предприятия, которая будет являться основанием для признания затрат. После получения ключевого документа от контрагента можно при необходимости внести изменения в порядок учета.
Такой подход обеспечивает корректное отражение финансовых результатов компании.