Мы используем Яндекс Метрику (ООО «ЯНДЕКС», РФ) — сервис веб-аналитики, работающий с cookie. Это помогает нам улучшать сайт. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на обработку данных в соответствии с условиями и политикой cookies.
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie настраиваются.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка ваших настроек конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используется наш веб-сайт или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наш веб-сайты под Вас. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика.
Анализ судебной практики по возражениям на решения налоговых инспекторов в 2024 г.

В данной статье анализируется практика подачи возражений на решения налоговых инспекторов по результатам налоговых выездных проверок в 2024 году.
Анализ показывает, что из общего количества рассмотренных решений только 9% были вынесены в пользу налогоплательщика; около 20 % решений были вынесены частично в пользу налогоплательщиков в части уменьшения налогооблагаемой суммы, но суд согласился с позицией налоговых органов по характеру спора. В более 70% случаев, суд поддержал позицию инспекции по характеру заявленных споров.

Таким образом, более чем в 90% случаев налогоплательщики не смогли отстоять свою позицию по претензиям ФНС.
Какие вопросы рассматривал суд?

  • Основанием для принятия судом решения послужили следующие обстоятельства:
  • По мнению инспекции,
  • налогоплательщик неправомерно заявлял вычеты по НДС и завышал расходы (53,8%случаев) с целью снижения налоговой базы по налогу на прибыль, пользуясь формально подтверждённым документооборотом с партнёрами по бизнесу;
  • По данным Минфина, предприниматели завышали внереализационные расходы на сумму экономии по договорам, занижали косвенные расходы и занижали налоговую базу по налогу на имущество;
  • Минфин доначислил компании НДС в связи с завышением налоговой базы по реализации объектов незавершённого строительства;
  • Налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу по НДС на сумму авансовых платежей, которые должны быть поставлены в ближайшее время, и в результате не уплатил НДС в бюджет;
  • По мнению НО, предприниматель не имел права на освобождение от уплаты НДС, поскольку не имел лицензии на проведение опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике. Компания не правомерно уменьшила свой доход в соответствии с Законом о налоге на прибыль на сумму компенсации работ и материальных затрат и незаконно заявила вычеты по НДС на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками;
  • По мнению НО, предприниматель не правомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности, а доходы от оказания услуг должны были учитываться при определении налоговой базы по УСН;
  • По мнению Минфина, предприниматель занизил налоговую базу при расчете страховых взносов;
  • По мнению Минфина, компания утратила право на применение специальных режимов налогообложения(УСН и ЕНВД);
  • По мнению ФНС, компания неправомерно отнесла на расходы затраты по договору на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • По мнению компании, НО неправомерно приняло решение о проведении выездной налоговой проверки; у инспекции не было законных оснований для принятия такого решения, поскольку в течение двух месяцев с момента публикации сведений о начале процедуры ликвидации ООО претензий к ликвидатору не предъявлялось;
  • По мнению компании, инспекция приняла неправомерное решение о проведении налоговой проверки в период действия моратория на проведение проверок субъектов МСП;
  • По мнению компании, инспектор нарушил срок возврата излишне уплаченного налога на прибыль, в связи с чем должны быть уплачены проценты.
Основные выводы.

Согласно анализу судебной практики, основной причиной споров является доначисление НДС компаниям на основании того, что налогоплательщик создал формальный документооборот с "техническим" контрагентом. Суд подчёркивает, что право на вычет НДС может быть реализовано при чётком определении истинного поставщика товаров (работ, услуг).
Поскольку применение вычета по НДС связано с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав и принятием их к учёту, реальность соответствующей коммерческой операции является необходимым условием для получения вычета по НДС. В данном случае реальность коммерческой сделки определяется, в том числе, реальностью исполнения договора заявленным контрагентом, иными словами, наличием прямых отношений с конкретным поставщиком.
Важно заметить, что суды отклоняют ходатайство налогоплательщиков о назначении аудиторской и бухгалтерской проверки сделок с поставщиками. Рассматривая дело об оспаривании решения налогового органа, суд в качестве основания для отказа в удовлетворении ходатайства, указал просто отсутствие в законе обязанности суда проводить такое расследование.
Суд пояснил, что обосновывает свои выводы на основе совокупности представленных в деле доказательств и изучения доводов как инспектора, так и налогоплательщика.
Данная ситуация иллюстрирует важность формирования полноценной доказательной базы на досудебной стадии спора.
Также, суды не придают значения процессуальным нарушениям, допущенным инспекторами в ходе проверки. Заявления налогоплательщиков о процессуальных ошибках не принимаются судами во внимание. В то же время, суд обращает внимание на утверждения о том, что инспектор ошибся в оценке фактов с точки зрения правовых последствий.
В одном из решений суд указал, что если налогоплательщик исправляет ошибку в расчёте налоговой базы после того, как инспектор установил соответствующие факты и направил отчёт о расхождении, такое действие налогоплательщика не может рассматриваться как самостоятельное исправление ошибки и не подпадает под условия освобождения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ. Суд отметил, что в подобных случаях налогоплательщик может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заключение.

Как уже было сказано выше, налоговые органы практически всегда одерживают верх в судебных делах, касающихся налоговых правонарушений.
Во-первых, сегодня работа налоговых инспекций вышла на качественно новый уровень. Налоговые инспекции проводят глубокий анализ заранее, выявляя и фиксируя налоговые правонарушения.
Во-вторых, бизнес часто обращается за юридической помощью к юристам, уже на этапе, когда поздно реагировать на замечания инспектора и когда обжаловать требования налоговых органов объективно сложно.

Важно помнить, что в спорах с налоговыми органами необходимо действовать оперативно, а лучше заблаговременно. Необходимо как можно раньше провести правовую экспертизу, подготовить доказательную базу, сформировать позицию защиты для оспаривания доначислений задолго до обращения в суд.
В тоже время анализ судебной практики показывает, что в некоторых случаях правильно выстроенная линия защиты, сбор и подготовка достаточных доказательств могут позволить компании добиться положительного решения.
Мы напоминаем предпринимателям о необходимости проявлять осторожность и должную осмотрительность при выборе деловых партнёров. Мы также напоминаем, что при получении письма или требования от налоговых органов крайне важно немедленно обратиться к аудитору или налоговому юристу.


Только таким образом, бизнес имеет серьёзные шансы защитить свои права в ходе налоговой проверки и при необходимости, обжаловать её последствия в суде.

Другие статьи
Обсудим Ваш вопрос вместе!
Аудиторы + Налоговые юристы
Генеральный директор АКФ "Столичный Аудитор", аттестованный
аудитор и налоговый консультант.
Лариса Купалова